«В нашем классе никто не будет ни над кем издеваться». Как учитель пресекает травлю на корню — Вместе против буллинга
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!

«В нашем классе никто не будет ни над кем издеваться». Как учитель пресекает травлю на корню

«В нашем классе никто не будет ни над кем издеваться». Как учитель пресекает травлю на корню

Рассказ учителя московской школы.

«Буквально в сентябре в моём первом классе был случай. Я услышала, как на перемене дети в кучку собрались и обсуждают девочку, Таню. Таня девочка пухленькая, немного медлительная, необщительная. Она нелегко вливается в коллектив. Ей нужна помощь. При этом она очень добрая, мягкая, старательная. Но эти позитивные черты надо всё время высвечивать для детей. А из-за особенностей внешности Таня легко может стать жертвой травли. Так вот слышу, шушукаются, звучит слово „толстая“. Ну всё, для меня это красная лампочка».

Звенит звонок. Все садятся за парты. Встаю перед классом (Виолетта, надо отметить, женщина весомых достоинств).

— Дети, а ну, опишите, какая я.

Они сначала молчат, не понимают, что происходит.

— Ну, что молчим. Смелее. Какая?

— Вы добрая, — пытается услужить Ваня.

— Весёлая.

— Строгая.

Я их подбадриваю. Тут уже слова льются смелее.

— Ну а про внешность что молчим?

— Вы красивая, — это Даня.

— Ну уж ты скажешь тоже. А ещё? Ну? Худая?

Молчат.

— Нет, конечно, — сама себе отвечаю, — я не худая. А какая?

Молчат. Они первоклашки. Взрослому пока ещё опасаются такие вещи в лицо говорить.

— Я, ребята, толстая. Так ведь, по-вашему? Я с детства такая, а папа меня называл не толстая, а внушительная. А папа у меня знаете, кто был? Лётчик-истребитель. Он был герой. Это я вам ещё как-нибудь расскажу. Так вот, я была внушительная. А сейчас я, зато, ещё и добрая, весёлая, строгая, разная. Все мы разные. В нашем классе есть дети хрупкие, а есть внушительные. И никаких других слов, которые могут обидеть, я в нашем коллективе слышать не хочу. Никаких толстых, жирных, никаких скелетов. И обсуждать мы это тоже не будем за спиной. И те, кто сейчас на перемене позволил себе эти неприятные слова и посмеялся, знают, о ком я говорю. В нашем классе никто не будет ни над кем издеваться. Просто НЕТ.

Много таких случаев Виолетта может вспомнить, когда назревал тот самый момент, что запускает программу «ату его», но она вовремя остановила. Очень мне нравится вот этот случай, ему уже несколько лет.

Это был мой выпускной класс. Дети уже были сплочённые, все знали правила класса, понимали меня с полуслова. Но мы все люди. Нам всем свойственна агрессия время от времени, детям тем более. Два мальчика начали конфликтовать. Конфликт длился буквально два дня, и я уже взяла его на контроль. Планировала в конце дня мальчиков собрать, поговорить, помочь конфликт разрешить. На втором уроке яркая стычка, один другого громко от всей души обзывает нецензурным словом. Это до конца дня ждать не может. Подзываю матерщинника к себе. Говорю:

— Вот ты сейчас это слово использовал.

— Ну я, это… а че он?

— Подожди. Я же тебя понимаю. Ты разгорячился. Все мы бываем несдержанны. Но, понимаешь ли, в чём дело. Слова, они имеют значение. Каждое слово. И, произнося каждое слово, мы несём за него ответственность. Вот ты сейчас его произнёс. Значит, несёшь ответственность. Значит, всё про это слово понимаешь. Давай сделай морфемный разбор. Запиши значение слова, что ты хотел этим сказать. Перечисли все однокоренные слова.

— Может, не надо?

— Надо. Не готов при всех, тогда бери листочек, делай письменно.

Это мальчика остудило. А остудить требовалось. В том конфликте он был неправ, все это видели, и его «праведный гнев» был несправедлив.

Потом уроки закончились. Я их двоих оставила. Сначала пригласила того, который матерился. Он, конечно, ничего не написал. Но и желание материться в классе после этого отпало. Потом отдельно пригласила второго. Потом их вместе. Конфликт мы разобрали. Компромисс нашли.

А главное, потом краем уха я пару раз слышала, у кого-то в коридоре если вырывалось красное словцо, дети ему кричали: «Сейчас пойдёшь делать морфемный разбор!»

Из канала Светланы Моториной «Травля: со взрослыми согласовано» на Яндекс.Дзен

Рисунок: Алексей Иорш

Источник

ГДЕ ПОМОГУТ

У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. Буллинг — это крик о помощи.

При буллинге единственный верный путь — вмешательство взрослых!



ПИШИ!

Анонимный чат с психологом

мырядом.онлайн

ЗВОНИ!

Телефон экстренной
психологической помощи

051 с городского

8 495 051 с мобильного

ЧАТ-БОТ

«Добрыня»







КРУГЛОСУТОЧНАЯ
Горячая линия

«Ребенок в опасности»

8 (800) 707-70-22

Горячая линия

Травли.NET

8 (800) 500-44-14

(пн-пт 10:00 до 20:00)