Буллинг в сети: важно никогда не вестись на манипуляции агрессоров
Рассказ психолога.
В последнее время все чаще мы сталкиваемся с разными формами кибербуллинга — травли в социальных сетях. В реальной жизни обидчики могут не слишком агрессивно проявлять себя, зато в ТикТоке или Instagram «отрываются» на неугодном ребенке — пытаются взломать аккаунт, оставляют негативные комментарии и так далее. Это тоже травля, которая существенно портит жизнь ребенку и которую нужно пресечь.
Мы работали с девочкой, которой не помогали блокировки обидчиков в социальных сетях, — агрессоры заводили новые страницы, оставляли анонимные комментарии, угрожали выставить ее личные фото на всеобщее обозрение. Важно дать понять ребенку два момента: что всегда можно найти выход из ситуации и никогда не стоит вестись на манипуляции и провокации агрессоров.
В классе эту девочку игнорировали, однако нашелся один сверстник, который наиболее агрессивно вел себя — позволял отпускать комментарии в ее адрес, мог «случайно» задеть плечом. Об этом сама девочка рассказала в ходе личной беседы с психологом, когда классный руководитель, заметив неладное, рекомендовал обратиться к нам в Центр.
После разговора с родителями девочки и родителями агрессора было решено использовать восстановительный подход для решения конфликта — это особый способ «примирения» между участниками. Его главная особенность в том, что не взрослые «перевоспитывают» детей, а школьники сами приходят к выводу о важности перемирия. Это осознание важности мирного урегулирования конфликта достигается с помощью разных коммуникативных приемов, которые подбираются к каждой ситуации конкретно.
Иногда встречаются и похожие ситуации, например, часто обидчики говорят, что «это была шутка». Обидный комментарий в Инстаграм — шутка, удар плечом — шутка и так далее. Мой любимый вопрос в этом случае: «А второму человеку было смешно? Потому что шутка — это когда смешно обоим.
Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Наталья Паршина
Рисунок: Алексей Иорш