Дискуссия РАНХиГС + МЕЛ «Школьный буллинг: все против всех»
Формулировка «буллинг» в ученической среде» постепенно входит в сознание общества, и самое главное — становится содержанием реальности руководителей системы образования. Уже проведены первые мониторинги, начинается финансирование серьезных отечественных исследований. Буллинг провоцирует: родители перестают доверять школе, учителя — родителям, дети — друг другу, и все они считают школу небезопасным местом.
Предотвратить школьный буллинг на 100% невозможно, но заметить его первые признаки и немедленно пресечь, быть бдительным — это одна из важнейших компетенций педагога и школы в целом. Фактически буллинг — серьезнейший вызов школе как организации. Отрицательно влияя и на жертв, и на свидетелей, и даже на самих булли (инициаторов травли), буллинг самим фактом своего существования провоцирует один и тот же детский вопрос: «Значит так — можно?». Он проверяет на прочность правила школы, ее ценности, личность учителей.
Есть и еще один вид буллинга, который еще только предстоит осмыслит — это буллинг, инициатором которого становится сам учитель. Некорректное и нерефлексивное поведение педагога, который публично на уроке или перемене вновь и вновь обесценивает ученика, в нашей школе долгие годы не вызывало никакой тревоги. Такой стиль напротив характеризовал учителя с высоким статусом: «сильного», результативного, «правда его боятся дети», обычно добавляют коллеги. Смешанные чувства: восхищение компетентностью и недоумение от жесткости. Дети нынешние не выдерживают жесткости, которая была «нормой» для самих учителей в их детстве. Что делать?
Именно на этот вопрос и попытаются ответить участники очередного заседания дискуссионного клуба «ФИРО РАНХиГС + Мел». Мероприятие пройдет в режиме онлайн-трансляции на сайте Президентской академии, на официальной странице Академии в социальной сети «ВКонтакте» и на сайте интернет-издания «Мел».
Вопросы к дискуссии:
- Как запускается феномен буллинга?
- Какие ученики составляют группу риска?
- Учитель-буллер — почему нет противостояния со стороны коллег?
- Что порождает такой тип учительского поведения?
- Какие компетенции не сформированы у учителя, склонного к буллингу?
- Какой тип помощи ему нужен?
- Какая система мер предупреждения может быть создана в образовательной организации?
- Какие изменения в нормативном правовом регулировании на уровне организации/региона/федерации необходимы для эффективной борьбы с буллингом?
- Что делать, если учитель — жертва буллинга?
- Детский сад: воспитатель и «проблемный» дошкольник — зона риска для буллинга.
Модераторы дискуссии:
- Максим Дулинов — директор ФИРО РАНХиГС;
- Светлана Кривцова — ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС
- Представители Минпросвещения России:
Татьяна Синюгина — заместитель Министра просвещения РФ;
Представители Департамента государственной политики в сфере общего образования и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России. - Представители региональных министерств образования:
Ольга Ляпистова — начальник Управления дополнительного образования и воспитания детей Министерства образования Московской области. - Руководители и представители образовательных организаций:
Анна Тихомирова — руководитель психологической службы «Хорошевской школы» («Хорошкола», г. Москва);
Дмитрий Модель — директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр» (г. Москва);
Ольга Филимонова — директор школы «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского» (Московская область). - Артур Реан — заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения ВШЭ;
- Мария Свир — АНО БО «Журавлик», координатор программы;
- Елена Журавлева — психолог Института развития семейного устройства;
- Мария Зеленова — клинический психолог, участник команды Травли.Net;
- Владимир Загвоздкин — ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС.
- Александр Милкус — заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ, обозреватель Издательского дома «Комсомольская правда»;
- Дарья Сапрыкина — эксперт лаборатории образовательной журналистики НИУ ВШЭ.
Основные спикеры:
Эксперты:
Участники дискуссии:
Директора школ и учителя, родители, старшеклассники, студенты, представители экспертного сообщества и общественных организаций, эксперты интернет-издания Мел.