Психолог Виктория Денежная: Буллинг от… учителя?
Статья опубликована на сайте www.b17.ru
От автора: Это великое дело и большая смелость — брать ответственность Взрослого и в необходимых случаях защищать права своих детей. Но именно так мы можем проявить нашу родительскую любовь
Тема буллинга сегодня актуальна и знакома многим (в переводе с англ. bully: психологический террор, избиение, травля одного человека другим). Основные его признаки — неравенство сил агрессора и жертвы. Общество постепенно узнаЁт об этой проблеме, все меньше тех (включая лиц, заинтересованных и вовлеченных в сферу образования), кто отмахивается и говорит, что жертва травли виновата сама.
Большинство публикаций и обсуждений посвящены вопросам отношений, где главные действующие лица ученик (жертва буллинга) и группа учащихся. Но бывает так, что лицом, совершающим неправомерные действия в отношении ребенка, является педагог (сейчас я говорю именно об этой ситуации, не преувеличивая проблемы, но и не преуменьшая ее).
Когда мои дети учились в школе, потребность в их защите именно от действий педагогов, возникала, и не раз. И тогда, и сейчас я считаю, что поступала правильно, вникнув в ситуацию настолько, насколько это было возможно и необходимо.
В девятом классе старшая дочь внезапно стала получать двойки по ОБЖ. С ее слов, на уроках она работала как обычно, домашнее задание выполнялось. Когда двоек стало уж слишком много, она с неохотой призналась мне, что уже пару месяцев учитель (мужчина) «докапывается» до нее. В тот момент дочь дружила с мальчиком из 11-го класса. Почему-то это оказалось обстоятельством, которое учитель воспринял с трудом. Практически на каждом своем уроке он выспрашивал у дочери — зачем они общаются, позволял себе всякие намеки, говоря буквально следующее: «Тебе еще рано с мальчиками», «Уверен — вместо того, чтобы выучить мой урок, ты проводила время с ним», «Куда смотрят твои родители?» и все в таком роде.
Вообще, учителя быстро удалось поставить на место, благо я работала в прокуратуре и знала положения законов. Договорилась с ним о встрече и пришла в школу, заранее попросив подготовить журнал успеваемости, тетради дочери, а также нормативные документы (в том числе образовательного учреждения), регламентирующие вопросы текущей успеваемости и содержащие положения о системе оценок, характеристики каждой цифровой отметки.
Он признал факт неправомерности своего поведения, оценки дочери были исправлены, его поведение — откорректировано. Но у меня надолго остались осадок и непонимание того, почему учитель решил, что имеет право читать мораль моей дочери в таком деликатном вопросе, внушая чувство вины и травмируя её?!
Другой уважаемый педагог-женщина постоянно делала замечания моей дочке-подростку по поводу ее одежды — ну не нравилось ей, что девочка носит юбки и кофточки/рубашки черного цвета. И знаете почему? — по мнению учителя, так могут одеваться «только наркоманы». Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно… Между прочим, речь идет об элитном лицее нашего города.
Причин подобного поведения школьных учителей не так уж мало. Самый простой и возможно, знакомый многим, пример: умный/начитанный/любознательный/амбициозный ученик поправляет (дополняет) учителя на уроке, демонстрируя свои знания. Другой вариант: у ребенка страдает поведение, он активный, неусидчивый и действительно мешает учителю вести урок. Трудно предположить, что подобная ситуация может доставить удовольствие педагогу. Вопрос в том, как он с ней справляется. Очевидно, что бОльшую проблему это представляет для учителя, который боится потерять свой авторитет, и причины тут могут быть разные: неопытность (хотя это совсем необязательно), желание (возможно, неосознаваемое) доминировать в классе, неумение справляться со стрессовыми моментами (все мы живые люди).
Иная ситуация: ученик, сам того не желая, «наступает на больную мозоль» учителя — ведет себя слишком свободно и независимо; одевается «слишком» броско/дорого, делает еще что-то такое-этакое, что «не лезет ни в какие ворота»…. В этом случае педагога раздражает в мальчике/девочке то, что он себе сам не может (и/или не хочет) позволить, причем этот процесс неосознаваемый. В этом случае поведение ребенка является спусковым механизмом для того, чтобы у учителя поднялись внутренние, глубинные процессы, не имеющие никакого отношения к действиям и поступкам ученика.
И начинаются придирки к ребенку — мелкие и покрупнее: занижение результатов успеваемости, замечания устные и письменные. Порой личная неприязнь учителя проявляется в виде насмешек, оскорблений, нарушения границ ребенка, пассивной агрессии.
Как правило, родители не всегда узнаЮт о такой ситуации быстро. Если преследование педагогом «неугодного» ученика выражается в снижении оценок, ребенок может скрывать результаты своей успеваемости до тех пор, пока они не станут известны родителям в конце четверти/триместра.
Если негативное отношение учителя проявляется в виде придирок, насмешек и личных оскорблений, ребенок может и вовсе не поделИться с родителем, думая, что он заслужил такое отношение, не понимая его токсичность, либо испытывая чувство вины, внушаемое педагогом.
Здесь очень важно — как родитель будет реагировать на ситуацию, узнав о ней.