Три вопроса о конфликтах в школе — Вместе против буллинга
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!

Три вопроса о конфликтах в школе

Три вопроса о конфликтах в школе

Статья опубликована на сайте www.kanal-o.ru

Анна Быкова, психолог, педагог, арт-терапевт, писатель.

Каждому родителю хочется оградить своего ребенка от конфликтов и обид, но без них, к сожалению, не обходятся практически никакое общение. Научиться самим и научить своих детей предупреждать ссоры и находить компромиссы в отношениях с окружающими — не просто, но сделать это обязательно нужно. Пока дети еще маленькие, участие взрослых в решении конфликтов просто необходимо, но часто мамы и папы сами не знают, как вести себя в таких ситуациях. Главный редактор «О! Digital» Маша Пчёлкина задала 3 самых распространенных вопроса о конфликтах в школе психологу Анне Быковой.

Как справляться с конфликтами в детском коллективе?

В детском коллективе конфликты, безусловно, практически неизбежны: кто-то кого-то толкнул, обозвал или пнул портфель. Но порой ссора перерастает в драку или травлю. Задача родителей — установить с ребёнком такой контакт, при котором он сам рассказывает о том, как прошел его день, тогда есть шанс, что мама и папа обо всём происходящем в школе узнают в первую очередь, и посоветуют, что делать, если кто-то обижает ребенка. Алгоритм действий тут очень простой. Мы говорим: «Никто не имеет права пинать твой портфель! Если кто-то делает это — обратись к учителю!». В младшей школе совершенно нормально решать такие конфликты с участием педагога. Но параллельно мы даем другую стратегию и говорим: «Ты можешь сам постоять за себя. Дай понять, что нельзя пинать твой портфель!». Если у вас мальчик — научите драться. Да, в книге про детский сад я настоятельно рекомендовала не учить детей давать сдачи, но там речь шла о дошкольном возрасте, когда они ещё очень маленькие и не могут оценить свои силы. А когда ребёнок идет в школу, его уже можно учить драться, но обязательно объяснять, что это не нападение без предупреждения, это — самооборона, которая следует после слов: «Мне не нравится то, что ты делаешь, ещё раз — и я тебя ударю, я тебя предупредил!».

Хорошо, когда педагог строго запрещает потасовки и активно включается в решение конфликтов. Если учитель действует с позиции: «Ой, ну это же дети, они постоянно друг друга толкают», то таким образом он как будто бы изначально выписывает им индульгенцию на это, показывает — да, в моём классе так можно. Лучше, если педагог сразу говорит: «Нет, в моем классе этого не будет!», и первый же инцидент, который она замечает, заканчивается весомыми последствиями, с которыми никто из зачинщиков не хочет встретиться повторно. Важно дать понять, что попинать чей-то портфель — это не игра и не шалость.

И это история совсем не про время и не про ресурсы, нехватка которых действительно является острой проблемой для учителей, а про отношение. Когда все друг друга пинают, а по классу летают портфели и тетрадки, времени на то, чтобы восстановить дисциплину тратится гораздо больше, чем если сразу раз и навсегда пресечь плохое поведение. У педагога должна быть четкая внутренняя установка: либо «Я позволяю, потому что без этого ни одно детство не обходится, дети всегда пинались и толкались», либо: «В моем классе этого никогда не будет!». Это, кстати, даже не всегда нужно проговаривать, потому что у каждого учителя существует внутренняя уверенность, которую дети невербально считывают, и ведут себя в классе соответствующе.
А что делать, если происходит конфликт между ребёнком и учителем?

Задача родителя — стать в этом конфликте медиатором, посредником, который учтет и интересы ребенка, и интересы педагога. Защищать исключительно своего ребенка нельзя. Точнее, можно, но только если единственная цель, которую вы преследуете — доучиться учебный год, когда альтернативы этой конкретной школе нет и компромиссы невозможны. В таких случаях включается принцип «если не любят, пусть боятся». Нужно всегда помнить, что если требования педагога адекватны, и ребенок может их выполнить, тогда мы работаем с ребенком, выясняя что ему мешает это сделать. А если вы считаете требования педагога не адекватными, зачем вообще тогда доверять ему своего ребенка? Стоит задуматься, устраивает ли вас как родителя то, что вы каждый день доверяете своего ребенка этому человеку с неадекватными требованиями?

В ситуации, когда родители сами находятся в конфликте с педагогом, придется решать: можете ли вы это выдерживать или лучше найти более легкий вариант закончить школу. Допустим, это новый педагог, но он скоро сменится, или ваш ребенок уже готовится перейти в среднюю школу, а класс хороший, все друг с другом подружились и коллектив менять не хочется — в такой ситуации можно потерпеть учителя один год, но если идет речь о действиях педагога, затрагивающих честь и достоинство ученика, то здесь действовать нужно обязательно. И если разговор напрямую с учителем ничего не решит, то нужно идти дальше, к завучу, к директору, чтобы дети знали, что они под защитой.

Читать дальше в первоисточнике

ГДЕ ПОМОГУТ

У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. Буллинг — это крик о помощи.

При буллинге единственный верный путь — вмешательство взрослых!


 

ПИШИ!

Анонимный чат с психологом

мырядом.онлайн

ЗВОНИ!

Телефон экстренной
психологической помощи

051 с городского

8 495 051 с мобильного



КРУГЛОСУТОЧНАЯ
Горячая линия

«Ребенок в опасности»

8 (800) 707-70-22

Горячая линия

Травли.NET

8 (800) 500-44-14

(пн — сб 12:00 до 22:00)