Как учителю распознать буллинг в классе?
Если в классе замечен буллинг, учитель первым должен отреагировать и прояснить ситуацию. Если потребуется — принять меры и обязательно провести беседы с родителями. Чтобы понять, что это действительно травля, а не рядовой конфликт, нужно знать несколько аспектов буллинга.
Травля может быть как прямой, так и косвенной. Прямая — это тычки, обзывания, угрозы, повреждение личных вещей. Косвенная — это манипуляция дружбой, обидные слухи и сплетни, бойкот и так далее.
- Наблюдайте.
Только так вы сможете понять отношения между одноклассниками. Прислушивайтесь к тому, как общаются дети между собой, как они реагируют, если ли в их общении есть критика друг друга. При возникновении конфликтов обратите внимание на их частоту. Если вы заметили, что большинство ребят строят козни своему однокласснику, для начала можно поделиться своим мнением с классным руководителем или школьным психологом. - Поймите, у кого какие социальные роли.
Есть ли в классе лидер и есть ли аутсайдер. Обратите внимание, как ведут себя эти ребята и как общаются между собой. Возможно, кто-то из детей интроверт, они более чувствительные, ранимые и всегда больше других нуждаются в поддержке. - Обратите внимание на физическое состояние детей.
Например, ученик длительное время выглядит подавленным, печальным, склонен к уединению, не желает общаться с одноклассниками. Школьники, подвергающиеся травле, чаще других жалуются на плохой сон и кошмары, склонны к простудам, нервным тикам, энурезу и другим заболеваниям. - Направляйте действия учеников в активное русло.
Если вы заметите чересчур агрессивную игру между учениками, то предложите им иную аналогичную деятельность, в которой меньше вероятность того, что кто-то пострадает. Например, если ученики швыряются друг в друга шишками на улице, то нарисуйте мелом мишень на дереве и предложите детям кидать шишки в мишень. Разумеется, в случае учеников старших классов такой подход требует более значительных усилий. - Реагируйте на каждого школьника, который пожаловался вам на травлю.
Хотя вам может показаться, что все это пустяк и ребенку следует самому справиться с проблемой, на самом деле это может быть не так. Ученики часто годами молча страдают, потому что не осмеливаются что-то предпринять или никто не обращает внимания на их проблему. Кроме того, каждый ребенок индивидуален, и для некоторых детей оскорбления, к которым другие отнесутся шутя, могут стать причиной очень серьезных переживаний. - Проявляйте интерес к школьнику, которого часто оставляют в стороне от общих занятий, и подтолкните других детей к тому, чтобы такого ученика тоже привлекали к совместной деятельности.
Если у вас есть подозрения, что класс или группа детей выбрали «мишенью» какого-то ребенка, присмотритесь к его поведению. Специалисты Городского психолого-педагогического центра составили список маркеров, на которые нужно обратить внимание.
- Одноклассники придумывают для одного из учеников «смешное» прозвище и обращаются к нему только так.
- Одноклассники отказываются садиться за одну парту с конкретным учеником, не хотят с ним работать в одной команде, поделиться с ним учебником, школьными принадлежностями, когда он что-то забыл взять на урок.
- Ученик, ранее успешный в учебе, теперь боится выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы вызывают насмешки и обидные комментарии одноклассников. Такие ситуации носят не единичный характер, а наблюдаются регулярно.
- На переменах ученик чаще стоит один в стороне, не общается с одноклассниками, а если и пытается включиться в общую игру, то постоянно получает отказ и насмешки вслед.
- Ранее активный ученик пытается отказаться от участия в делах класса, перестает посещать экскурсии, участвовать в командных соревнованиях и т.д.
- В ситуации конфликта одноклассники регулярно обвиняют во всех бедах одного и того же ребенка. Что бы ни случилось, всегда виноват именно он.
- Одноклассники распускают о ребенке сплетни и слухи, порочащие его имя.
- В ситуации противостояния силы неравны, и против ученика, как правило, выступает группа одноклассников.
- Вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят, которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее.
Важно помнить, что, как правило, жертва травли редко обращается за помощью, т.к. уверена, что она сама в чем-то виновата. Педагога должны насторожить резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии ученика: снижение его активности, замкнутость, внезапно возникшие проблемы в учебе и т.д.