Буллинг в школе: как предотвратить и искоренить
Проблема травли в школе, к сожалению, не нова, но в последние годы приобрела небывалый размах по целому ряду причин: от психологических до экономических. Руководитель программы «Травли Net», педагог-психолог Мария Свир рассказала, почему важно говорить о проблеме буллинга, что делать, если вы столкнулись с ней, и какие профилактические мероприятия можно провести в школе уже в сентябре.
Что такое травля?
Травля — это систематическое проявление агрессии или психологического давления по отношению к одному или нескольким членам группы.
«Согласно данным международной статистики, каждый третий ребенок в мире страдает от буллинга. В России статистика довольно условна, потому что исследований по этой теме очень мало. Тем не менее, мы точно знаем, что 58% детей сталкиваются с травлей в интернете и участвуют в ней, а около 30% детей сталкиваются с травлей непосредственно в школе».
Мифы о буллинге
- Миф 1 — травля/борьба за выживание в школе делает ребенка сильнее.
- Миф 2 — травля — это нормальный этап взросления.
- Миф 3 — у всех это было и ничего, выжили.
- Миф 4 — жертвами становятся отличающиеся от других дети.
- Миф 5 — булли — жестокие дети из неблагополучных семей.
Доказано, что травля оставляет очень серьезные последствия у каждого участника, как у жертвы, как у агрессора, так и у наблюдателя. Если в классе происходит травля, то одну из важнейших ролей в этом процессе играет учитель, который может ее остановить.
Как понять где конфликт, а где буллинг?
Обычно при конфликте силы равны. При травле существует целая группа агрессоров и есть жертва. Травля — это всегда систематическое и долговременное действие. Конфликт же случается единовременно. Травля всегда причиняет очень сильную боль жертве. При конфликте обе стороны испытывают определенные эмоции, но они не имеют последствий в дальнейшем. Если мы говорим о конфликте, то есть смена ролей, а в травле она отсутствует.
Какие существуют роли в буллинге?
- жертва
- агрессор
- свита агрессора
- наблюдатели
Буллинг происходит поэтапно. Начинается все с психологического давления. Если на этом этапе учитель, педагог или воспитатель не пресекает подобное поведение, то наступает следующая стадия — физическая травля. Третий этап — это бойкот, который наносит сильнейшее эмоциональное потрясение жертве.
Почему формируется ситуация травли?
На сегодняшний момент нет единой теории, отвечающей на этот вопрос. Наиболее распространенное суждение гласит, что дети не выбирают школу, в которую они поступают, их одноклассники не объединены общими интересами, кроме того в классе присутствует страх быть отверженным и формируется зависимость от среды.
Как ведут себя дети-жертвы?
К сожалению, очень маленький процент детей рассказывает о травле в школе своим родителям. И важно объяснить ребенку, что нужно обсуждать проблему. Это необходимо, чтобы дети не видели причину травли в себе и не замыкались. Самое главное — протянуть руку помощи и помочь остановить довлеющую ситуацию, происходящую в классе.
Как ведут себя дети-агрессоры?
- Любят контролировать и доминировать над другими
- Манипулируют чужими отношениями
- Проявляют интерес к насилию в кино
- Присуще импульсивность и раздражительность
- Ребенок склонен проверять границы дозволенного
- Есть несколько агрессивных друзей
Если вы столкнулись с травлей, чего нельзя делать?
Не нужно ждать, что это пройдет само, и уговаривать детей перетерпеть. Толерантность не имеет никакого отношения к терпимости, помните об этом. Толерантность — это способность решить ситуацию, в которой тебе некомфортно, приемлемыми способами. Не нужно искать причины и объяснения, они не помогут вам решить проблему, начинайте работать. Не путайте травлю и непопулярность. Для этого поговорите с «жертвой», выясните ситуацию, не давите. Больше наблюдайте со стороны, проводите педагогически игры, чтобы «считать» атмосферу. Не нужно считать травлю проблемой только жертвы. Агрессия — это всегда реакция на собственные проблемы. Не давите на жалость детскому коллективу. Это не работает, а злит. Взрослый, «выгораживающий» жертву, наносит ей больший вред. Не принимайте правила игры. Не закрывайте глаза. Не договаривайтесь, обещая что-то взамен, если дети откажутся от травли. Это не игра, это правила, равные для всех.
В классе травля. Что делать?
Обозначить ситуацию: признать ее существование. Назначить ответственного взрослого для противодействия. Проконтролировать, чтобы ответственный взрослый провел беседу с группой. Во время этой беседы поговорите с детьми о моральных и этических аспектах. Без морализаторства, без теории и презентаций. Лучше, если вы приведете пример, попросите его разобрать, встать на место «обидчика» и «жертвы», проиграть ситуацию как в театре. Вместе с детьми (тут работает только со-творчество) выработать и установить новые правила в коллективе, где будет безопасно каждому. Сегодня после трех месяцев дистанционного обучения широкое распространение получило такое понятие, как кибербуллинг. К сожалению, о такой форме травли дети чаще всего не рассказывают никому. Кибербуллинг — это систематические оскорбления и угрозы в интернете (социальные сети, форумы, видеопорталы) или с помощью sms и звонков.
«Почему кибертравля крайне опасна? Во-первых, она преследует ребенка везде и может происходить круглосуточно. Кроме того, кибертравля носит анонимный, вирусный и повторяющийся характер. Поэтому мы советуем проводить с детьми занятия по кибербезопасности».
Антибуллинговая программа «Травли Net»
Мы проводим тренинги по антибуллинговой безопасности. Приходим в школы и очно проводим серии из 5 занятий. Готовим учителей и административный состав учебных заведений, а также проводим общешкольные марафоны по антибуллинговой безопасности, помогаем выстроить правила и структуру антибуллинговых занятий с детьми. Наша цель — вместе разобраться в сути явления, формировать нетерпимость к травле, продвигать ценности ненасильственного обучения и освоить эффективные способы предотвращения и искоренения школьной травли, создавая безопасную среду для ребенка в школе.