Людмила Петрановская — о причинах буллингах и способах борьбы с ним
Статья опубликована на сайте www.mel.fm
Педагог-психолог и специалист по семейному устройству Людмила Петрановская рассказала газете «Коммерсантъ» о том, когда и почему возникает групповая травля и кто должен взять на себя ответственность за её последствия. «Мел» приводит главные тезисы специалиста.
Проблема травли в детских коллективах возникает там, где есть насильственно объединенный коллектив, говорит психолог: «Ведь дети класс как коллектив, в котором проводят по многу часов, выбрали не сами. Мне неизвестно ни одного случая травли в каком-нибудь творческом детском объединении по интересам — в том же кружке авиамоделирования, например, куда дети ходят с удовольствием и по собственному желанию».
Почва для травли создаётся тогда, когда детей не объединяют для достижения общих целей и достижений, а учитель, который должен отвечать за психологический климат в классе, устраняется от этого: «Проблема буллинга в школах, в подростковой среде сейчас на самой начальной стадии осознания. Но хотелось бы, чтобы все не свелось к ответственности школьных психологов, которые должны выявлять „неудобных“ детей. Конечно, есть дети, переполненные агрессией, потому что у них в семье неблагополучно. Ими как раз и должен заниматься детский психолог: разгружать их, работать с родителями, налаживать контакты, коммуникации».
«Но травлю так не победить. Учителей надо учить работать с группой, а не просто преподавать предмет. Тот же ребенок, который участвует в травле там, где учителя этому попустительствуют или даже провоцируют конфликты, попадая к другому педагогу, который считает атмосферу в группе своей профессиональной обязанностью, будет прекрасно себя вести. И никакая травля просто не начнется».